Меню сайта
Погода в городе
Курс валют
Прочая Информация
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Авторизация

Подольск в десятой пятилетке

В десятой пятилетке индустриальный Подольск увеличил объем производства более чем на 18%, а производительность труда – более чем на 17%. Сверх установленного задания выпущено продукции на сумму свыше 20 млн. руб. Опережающими темпами росло производство на аккумуляторном, химико-металлургическом, заводе цветных металлов, молокозаводе и других предприятиях. Особое внимание уделялось улучшению качества продукции. С государственным Знаком качества в городе выпускаются теперь более 200 видов изделий – четвертая часть общего объема производства.

Важной и приметной чертой десятой пятилетки стала работа подольских научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро (кабельной, нефтеаппаратуры, цементной промышленности, стартерных аккумуляторов), где постоянно проводятся фундаментальные исследования, находящие применение на практике. Внедрение ряда прогрессивных разработок принесло значительный экономический эффект.

Качественно новые черты получило в городе социалистическое соревнование, в котором удачно сочетаются массовость и личная творческая инициатива работников. 225 новаторов производства завершили задания десятой пятилетки за три – три с половиной года. Первыми среди них в городе и районе стали упаковщица завода огнеупорных изделий А. М. Зверева, эмалировщица завода «Микропровод» Н. В. Елисеева, маляр Климовского машиностроительного завода им. Доенина А. А. Лапина, кавалер ордена Ленина и ордена Красного Знамени шофер Я – А. Гриценко в 1980 г. трудились в счет 1985 г. Около 10 тыс. передовиков выполнили задания четырех лет десятой пятилетки ко второй годовщине новой Конституции СССР. В соревновании за завершение личных пятилетних заданий к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина участвовали 11 тыс. рабочих-подольчан. Среди досрочно завершивших пятилетку были и известные в городе передовики: член ЦК КПСС, Герой Социалистического Труда бригадир слесарей завода им. Калинина В. Г. Семенов, мотальщица фабрики им. 1 Мая депутат Верховного Совета РСФСР Л. В. Лапшина, оператор молокозавода В. В. Гореликова и другие.

Активное и творческое отношение подольчан к решению хозяйственных задач получило высокую оценку КПСС и Советского правительства. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования району в 1976, 1978, 1980 и 1981 гг. присуждалось переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, в 1977 г.-переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. Город Подольск этих высоких наград был удостоен в 1976 и 1977 гг. Победителями всесоюзного и всероссийского соревнований были коллективы заводов им. Калинина и аккумуляторного, фабрики кондитерских изделий, совхоза «Вороново», опытного хозяйства «Дубровицы», совхоза «Путь Ильича». За успешное выполнение заданий десятой пятилетки и принятых социалистических обязательств химико-металлургический и городской молочный заводы награждены орденом Трудового Красного Знамени.

Главный инженер ЦКБН Ю. А. Кашицкий, бригадиры слесарей завода им. Калинина В. Г. Семенов и В. Д. Сорокин удостоены Государственной премии СССР, токарь завода им. Калинина А. Крючков и штукатур-маляр треста Мособлстрой № 1 Л. Крысова-премии Ленинского комсомола в области производства.

В 1981 г. вьетнамским орденом «Дружба» награжден завод им. Калинина, чья продукция широко известна в братской стране.

Большой размах в 1976-1980 гг. получило капитальное строительство, куда вложено около 400 млн. руб. В городе введено более 400 тыс. кв. м жилья, 13 детских дошкольных учреждений, 3 школы, 3 лечебных учреждения, открылся новый центральный колхозный рынок.

Несравненно богаче стала культурная жизнь горожан, получивших новый, хорошо оборудованный Дом книги, городской выставочный зал площадью 2 тыс. кв. м. Здесь часто проводятся крупные выставки произведений живописи, графики и скульптуры, оформлена постоянно действующая выставка лучших работ подольских художников. Замечательный подарок получили в 1980 г. юные горожане: в реконструированном здании старинной усадьбы Иванковское разместился новый Дворец молодежи. В период подготовки к Олимпиа-де-80 в городе выполнен большой объем работ по благоустройству. Постоянная забота о том, чтобы родной город хорошел, становился более удобным для работы и отдыха, уютным и зеленым, прочно проникла в плоть и кровь горожан, и их усилия неоднократно отмечались призовыми местами в республиканском и областном конкурсах по благоустройству.

На 1979 г. численность жителей города уже достигла 202 тыс. Подольск первым среди городов Подмосковья перешагнул 200-тысячный рубеж.

В соответствии с генеральным планом развития Подольска, разработанным Институтом генеральных планов, инженерного оборудования и экспериментального проектирования и рассчитанным на 20-25 ближайших лет, численность населения города вырастет до 230-250 тыс. человек. Повышенные темпы жилищного строительства позволят обеспечить каждого горожанина жилой площадью не менее 15 кв. м. Застройка жилых кварталов будет производиться многоэтажными домами улучшенной планировки. Жилой массив будет еще более озеленен. Через железнодорожные пути в районе ст. Силикатная, немного севернее ст. Подольск, и на 46-м км будут сооружены новые мосты. К югу-западу от Подольска р. Пахру перегородит плотина высотой 20 м, которая позволит создать здесь искусственное море площадью 810 га и глубиной от 6 до 20 м. Второе искусственное водохранилище такой же площади появится к северу-западу от города в результате перекрытия р. Десны выше пос. Рязаново. На его берегах будут оборудованы зоны отдыха с пляжами, спортивными базами и лодочными станциями. Этими сооружениями будут пользоваться жители Москвы, Подольска, Щербинки, Климовска.

Таким – быстро наращивающим экономическую мощь, обогатившим культурный потенциал, преобразующим на благо человека и природы экологическую среду, одним словом, гармонично и всесторонне развивающимся – вступает г.' Подольск в третье столетие своего существования.

Развитие районов города Подольск

Быстро развивался в эти годы не только Подольск, но и такие городские поселения его района, как Климовск, Щербинка и Троицкий (им посвящены отдельные очерки книги) и др. Расположенный вблизи от Подольска и заметно разросшийся населенный пункт Ново-Сырово в 1958 г. был отнесен к категории рабочих поселков. В 1959 г. рабочим пос. стал Львовский. Он был основан в 1903 г. помещицей Львовой как дачный поселок, но массовая его застройка началась в годы индустриализации, когда здесь получали участки земли под строительство жилья прибывшие на заводы Подольска и Климовска рабочие. В связи со строительством недалеко от поселка Подольского завода цветных металлов (открыт в 1949 г.) в Львовском для работников завода выстроили 25 многоэтажных благоустроенных домов, среднюю школу, детский сад и больничный городок. В поселке разместились училище механизаторов, районный Дом пионеров, открылись почтовое отделение и сберкасса. В 1957 г. начали работать водопровод и канализация.

Начало войны

В первый же день Великой Отечественной войны тысячи подольчан, в том числе 400 коммунистов, ушли на фронт. Промышленность города перестроила работу на военный лад, освоив производство продукции, необходимой фронту. Горожане готовились к противовоздушной обороне, в срочном порядке оборудовали помещения для госпиталей. В июле из числа добровольцев сформировался подольский истребительный батальон.

В октябре 1941 г. Подольск стал прифронтовым городом. Создается городской комитет обороны во главе с первым секретарем горкома Ф. И. Ивановым. Комитет сосредоточил в своих руках гражданскую и военную власть, принял решительные меры по формированию воинских подразделений, строительству оборонительных сооружений, эвакуации важнейших промышленных предприятий и организации производства вооружения, боеприпасов, снаряжения для армии. В октябре сформированные в Подольске рабочий стрелковый полк и истребительный батальон были направлены на передовые позиции. Одновременно создается партизанский отряд. В ночь с 15 на 16 октября началась эвакуация промышленных предприятий города, к ноябрю она была закончена. В глубокий тыл было отправлено 3 тыс. вагонов с оборудованием. Эвакуированы были и тысячи квалифицированных рабочих.

На оставшихся свободными производственных площадях началось производство мин и снарядов, ручных гранат, аккумуляторов для танков и автомашин, саперных лопат, надолбов и ежей, организован пошив шинелей, телогреек, белья, налажен ремонт танков и другой боевой техники. Рабочие завода им. Орджоникидзе построили бронепоезд «Подольский рабочий».

В короткий срок, в непогоду и под частыми бомбежками, горожане соорудили на центральных улицах Подольска 16 баррикад с огневыми точками, установили противотанковые ежи и проволочные заграждения, в домах оборудовали 170 пулеметных, ружейных и пушечных гнезд, построили через Пахру два дополнительных моста. Вокруг города было возведено 273 боевых укрепления, выкопаны противотанковые рвы и 16 км окопов, сделано шесть лесных завалов протяженностью 8 км.

После разгрома фашистских захватчиков под Москвой важнейшей задачей подольчан стало всемерное оказание помощи фронту. За годы войны на заводе им. Орджоникидзе был освоен выпуск 19 видов военной продукции. Здесь ремонтировались танки Т-34, самолеты Ил-2. В 1942 г. вступили в строй действующих завод аккумуляторных баков и цех по производству электрокабеля (позже он назывался завод «Винилпровод»), положивший начало ныне широко известному кабельному заводу им. Готвальда.

В феврале 1942 г. завод им. Калинина получил сотни единиц оборудования из осажденного Ленинграда и Ижевска, наладив во всевозрастающих размерах производство военной продукции. Только с марта по октябрь 1942 г. оно увеличилось более чем в 5 раз, а в 1943 г. производство по сравнению с 1942 г. удвоилось. Сотни рабочих перевыполняли нормы выработки на 200-300%. Пятидесятишестилетний слесарь завода им. Орджоникидзе Д. Т. Герасимов, два сына которого находились в действующей армии, не уходил из цеха до тех пор, пока не выполнял трех дневных заданий: за себя и за сыновей.

Трудовые подвиги подольчан неоднократно отмечались партией и правительством. Коллективу завода им. Орджоникидзе 12 раз присуждалось переходящее Красное знамя ГКО. Коллектив завода им. Калинина в августе 1943 г. завоевал переходящее Красное знамя ЦК партии и удерживал его в течение восьми месяцев. 10 мая 1944 г. за успешное выполнение правительственных заданий по освоению новых видов оборонной продукции завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Тысячи горожан за работу в годы войны удостоены орденов и медалей СССР. Орденом Ленина награждены слесарь завода им. Калинина В. Д. Алимов, строгальщик С. И. Манохин, начальник цеха М. С. Новиков.

Яркую страницу в историю начального этапа войны вписали курсанты Подольских артиллерийского и пехотного училищ, остановив прорвавшиеся под Юхнов танковые колонны немцев. Немногим из них довелось остаться в живых, но подвиг их бессмертен. Бывший начальник артиллерийского училища И. С. Стрельбицкий вспоминал впоследствии: «Мне пришлось повоевать. Четыре войны. В последней узнал все: попадал в окружения и выходил из них, отступал и наступал, участвовал в битвах, равных которым не было в истории человечества. Но когда меня спрашивают, что запомнилось больше всего, отвечаю не колеблясь: те несколько октябрьских дней, когда горстка юношей остановила рвавшиеся к Москве части немецкого 57-го моторизованного корпуса… Будущие командиры Советской Армии не посрамили чести русского война».

Воины-подольчане отстаивали независимость своей Родины на всех фронтах Великой Отечественной от Заполярья до Черного моря, освобождали от ига захватчиков страны Европы. Более 10 тыс. из них удостоены за ратные подвиги высоких правительственных наград, а 10 присвоено звание Героя Советского Союза. Одними из первых Героями стали бывший инструментальщик механического завода В. И. Сотников, выпускник Подольского аэроклуба Б. П. Чистов, С. В. Лапшенков; четыре жителя города – П. Н. Гранатюк, Д. А. Морозов, Е. Ф. Полтев, А. А. Соломатин – удостоены ордена Славы трех степеней.

Память о воинах

Горожане помнят суровые годы войны, чтут память своих земляков, не вернувшихся с поля боя. В 1959 г. в городском парке на средства, заработанные комсомольцами, сооружен памятник Виктору Талалихину, совершившему свой подвиг в небе над Подольском. 9 мая 1967 г. перед Домом культуры завода им. Орджоникидзе открыт памятник 265 работникам завода, погибшим в боях с фашистами, а на Б. Серпуховской ул. – памятник погибшим воинам – работникам механического завода им. Калинина. На одной из лучших площадей города, носящей имя 50-летия Великого Октября, в ноябре 1971 г. сооружен монумент из гранита, у подножия которого зажжен Вечный огонь в память о тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость Родины.

В честь 30-летия Победы советского народа над фашистской Германией в центре города открыт мемориал подольским курсантам.

В послевоенные годы город в сложных условиях залечивал раны войны. Трудно было с жильем, питанием, в особой заботе нуждались семьи погибших и раненых. В городском отделе социального обеспечения стояло на учете 1110 инвалидов Отечественной войны.

Послевоенный подъем города Подольск

Сложные задачи предстояло решать в связи с переходом к производству мирной продукции, требовавшему нового оборудования, новых квалифицированных рабочих. Предстояло восстановить отопление, расконсервировать многие цехи, отремонтировать станки, освоить новую технологию. Эти и многие другие вопросы не сходили с повесток дня партийных, профсоюзных и комсомольских собраний, производственных летучек и совещаний. На заводе им. Калинина в течение всего нескольких месяцев были подготовлены необходимые производственные мощности, демонтировано 3327 и вновь установлено 4500 единиц оборудования, заново разработана техническая документация, создана инструментальная база. Аналогичная работа проводилась и на других предприятиях города. Параллельно с подготовкой производственных мощностей организовывалась учеба рабочих, квалифицированные рабочие прикреплялись к малоопытным. Только в 1945 г. в городе было подготовлено и обучено вновь 12 207 рабочих. К станкам встали тысячи демобилизованных.

Быстро развивалось в Подольске производство строительных материалов, необходимых для восстановления разрушенных городов и сел страны. Заводы цементный, известковый, огнеупорный в 1946 г. увеличили производство в 5 и более раз по сравнению с предыдущим годом. Коллектив созданного на базе ремонтно-механических мастерских литейно-механического завода (ныне «Стройиндустрня») освоил выпуск растворомешалок, навесов для окон и дверей, водопроводной арматуры, тачек, строительного инвентаря.

В феврале 1946 г. завод им. Орджоникидзе изготовил первые 20 т нефтеаппаратуры, в июле механический завод приступил к сборке первой пробной партии швейных машин, а в последующие месяцы быстрыми темпами наращивал производство. В августе со сборочного конвейера сошло 550 машин, а в декабре 5800. Аккумуляторщики освоили производство новых типов аккумуляторов. За разработку конструкции, освоение производства серии котлов высокого давления главному конструктору завода им. Орджоникидзе И. Е. Брауде в 1949 г. присуждена Государственная премия СССР, этой награды удостоены также инженеры завода И. Н. Герасименко, Д. С. Коптев и Е. Д. Суровцева за создание коррозийно-устойчивой нефтеаппаратуры.

В 1946 г. выпуск продукции промышленностью города снизился по сравнению с военным временем в 3 раза. Но уже в 1947 г. он возрос на 35% по сравнению с 1946 г., а в 1948г. – на 50%, превысив довоенный уровень.

Многое делалось по снижению себестоимости продукции и повышению рентабельности производства. В 1947 г. из 13 предприятий города только заводы «Винилпровод» и аккумуляторный работали рентабельно, остальные получали от государства дотацию. Вскоре на заводах развернулось движение за отказ от дотаций, за получение сверхплановых накоплений. Усилилась работа по механизации трудоемких процессов. Прошли партийно-технические конференции, общественные смотры состояния оборудования, инженерно-технические работники брали шефство над бригадами, внедрялись скоростные режимы резания металлов, активизировались рационализаторы. В итоге уже в 1948 г. промышленность города не только работала безубыточно, но и дала десятки млн. руб. сверхплановых накоплений.

Второе рождение пережило стахановское движение подольских рабочих. В 1948 г. в городе было свыше 10 тыс. стахановцев. Дневная выработка кузнеца механического завода коммуниста Б. Д. Попова на отдельных операциях достигла 16 дневных норм. Так работали и слесарь того же завода Б. Н. Варюшенков, избранный в 1947 г. депутатом Верховного Совета РСФСР, модельщик завода им. Орджоникидзе В.Н. Лабудин, выполнивший в 1947 г. шесть годовых норм, и многие другие. В 1950 г. 24 цехам и 60 участкам присвоено звание коллектива стахановской работы.

Многие заводы Подольска завершили четвертую пятилетку досрочно. Механический завод им. Калинина (имя всесоюзного старосты было присвоено старейшему заводу города в память о посещении его в 1928 г.) увеличил производство по сравнению с 1940 г. почти вдвое, кабельщики в 2,7 раза превысили показатели 1946г., завод им. Орджоникидзе – на 68%. В целом промышленность города завершила пятилетнее задание к 32-й годовщине Октября, перевыполнив план почти в 1,5 раза.

Послевоенный рост города

Быстрое развитие промышленности, в том числе и местной, позволило увеличить городской бюджет за пятилетку более чем вдвое. Капитальные вложения в городское хозяйство возросли с 9,5 млн. руб. в 1946 г. до 40 в 1950 г. и составили за пять лет 126,8 млн. руб. Наряду с ремонтом жилищного фонда возобновилось жилищное строительство. Правда, темпы его в то время из-за недостатка рабочих рук, средств, строительных материалов были низкими. Наиболее крупными жилыми зданиями, вступившими в строй, были пятиэтажные дома аккумуляторного завода на Рабочей ул. и завода им. Орджоникидзе – на Февральской. Всего за пятилетку было построено вновь свыше 50 тыс. кв. м жилой площади, в том числе около 150 домов за счет средств предприятий и горсовета и 200 индивидуальными застройщиками. Новые жилые кварталы выросли в юго-западной части города, в районе Гулева, Кутузова, Красной горки. Появились названия новых улиц: им. Ватутина, Талалихина, Панфилова и др. Возобновилось строительство и ремонт дорог, была построена плотина на р. Пахре. Завершились в основном работы по теплофикации Северного пос, на площадях перед индустриальным техникумом, у школы № 3 и на стрелке разбиты скверы, благоустроена площадь К. Маркса, вокруг города на площади 43,5 га заложены коллективные сады, создан городской питомник декоративных деревьев и кустарников, сооружено 47 уличных водоразборных колонок. В соревновании городов РСФСР по благоустройству Подольску неоднократно присуждались призовые места.

Постепенно улучшилось положение с общественным транспортом, налаживалась нормальная работа больниц и школ. Занятые под госпитали помещения школ передавались гороно, в 1949 г. в здании индустриального техникума начал работать учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного политехнического института; открылись шесть детских садов и два детских дома. Президиум ВЦСПС за хорошую организацию культурного обслуживания трудящихся города присудил в 1949 г. Дому культуры им. Лепсе (механический завод им. Калинина) второе место во Всесоюзном смотре работы профсоюзных культпросветучреждений.

Социальное и просветительское развитие города

Учитывая важное значение подольской промышленности для народного хозяйства страны, Московский горсовет взял шефство над городским хозяйством Подольска, направил сюда для оказания помощи специалистов, прислал машины, материалы, саженцы декоративных деревьев и кустарников. Началось асфальтирование и озеленение улиц.

В 1932 г. вошел в строй новый железнодорожный мост через Пахру, в 1938 г. открылись детский парк, зеленый театр городского парка, построено шоссе Подольск – Домодедово.

В 30-е гг. в городе значительно улучшилось медицинское обслуживание. Его основным звеном стала городская больница на 450 коек, где в 1937 г. вступил в строй хорошо оборудованный хирургический корпус; открылись поликлиника КЭСа, амбулатории механического, литейно-прокатного, цементного и известкового заводов и пять заводских здравпунктов, новые ясли и детские сады. Одна за другой принимали учеников новые школы на Зеленовской ул. (с 1940 г. здесь разместилось ПТУ № 12), в поселке механического завода, на Курской и Верейской улицах. На начало 1940/41 учебного года в 15 городских школах 369 учителей обучали 13 тыс. учащихся.

Осенью 1930 г. по инициативе коллектива механического завода состоялось открытие вечернего отделения втуза. Для организации отдыха горожан в районе открылись 10 домов отдыха и три санатория. Улучшилось социальное обеспечение. Сотни рабочих города ежегодно выезжали в черноморские и другие здравницы страны.

На средства, собранные рабочими и колхозниками района, были приобретены три учебных самолета и планеры, в августе 1933 г. начал работать аэроклуб Осоавиахима. Вошли в строй крупный стадион и спортивные площадки, были созданы десятки спортивных команд. Особой популярностью среди горожан в предвоенные годы пользовались мото-, вело – и аэро-. спорт, футбол и волейбол. Мотогонщики братья Кулаковы, А. Мешалова стали рекордсменами страны, команда механического завода в 1938 г. завоевала первое место на всесоюзных соревнованиях по мотоспорту, проходивших в Киеве. Футболисты А. Фокин и А. Лапшин выступали за сильнейшие клубы и сборную страны.

В 1930 г. закончилось строительство Дома культуры механического завода. На его сцене выступали артисты столичных театров, участники многочисленных кружков художественной самодеятельности. На базе одного из них вскоре начала работать первая в городе музыкальная школа. Подольчанка Е. Д. Кругликова после окончания в 1931 г. Московской консерватории стала солисткой Большого театра. В 1933 г. она завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве. Позднее певица была удостоена Государственной премии СССР, звания народной артистки РСФСР.

В 1938 г. вошел в строй клуб аккумуляторного завода. Улучшилось кинообслуживание горожан. 3 марта 1932 г. они впервые смотрели звуковой кинофильм «Златые горы». К 1932 г. в городе была ликвидирована неграмотность. Открылись новые библиотеки, но они в то время еще не могли удовлетворить необычно возросший спрос на книгу (например, в библиотеке Дома культуры механического завода в 1932 г. существовала очередь в 20-30 человек на получение произведений Л.Н. Толстого).

15 апреля 1935 г. на одном из домов бывшей Серпуховской ул. (ныне просп. В. И. Ленина) появилась мемориальная доска с надписью: «Здесь в 1900 г. жил великий вождь пролетариата Владимир Ильич Ленин». Горсовет, решив открыть в городе Музей В. И. Ленина, восстановил дом в том виде, какой был у него в 1900 г. Большую помощь в этом оказала сестра Владимира Ильича Мария Ильинична, приезжавшая в Подольск в 1936 г. Первых посетителей музей принял 7 ноября 1937 г.

Рабочие подольских заводов сыграли большую роль в кооперировании сельского хозяйства района. В первые годы коллективизации партийная организация города направила в деревни 100 коммунистов, создала из числа рабочих-коммунистов, проживавших в деревне, партийные группы, которые помогли местным партячейкам в деле коллективизации. Рабочие за счет отчислений из заработной платы создали денежный фонд для оказания помощи колхозам, организовали в селах района мастерские по ремонту сельскохозяйственных орудий, выделив для них оборудование и станки. Бригады рабочих помогали колхозникам убирать урожай, вели культурно-просветительную работу. В 1934 г. в районе работали уже 176 колхозов, обрабатывавших 97% всех посевных площадей, действовала районная МТС с 30 тракторами, отремонтированными подольскими рабочими. К весне 1935 г. из 5001 крестьянского хозяйства в колхозах состояло 491181. Вскоре в районе возникла вторая МТС с 38 тракторами и 150 сельхозмашинами.

Общие Новости
Пробки на трассах
Пробки на Яндекс.Картах
Прогноз погоды
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Поиск

Подольск-МО © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz